Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
"НОВОНИКОЛАЕВСКАЯ СОШ № 2"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адрес: р.п. Новониколаевский, ул.Первомайская, 1
Тел. (8244)6-12-40
E-mail: novoniksosh2@mail

Региональная инновационная площадка

Нетрудно перевоспитаться,

Предстать из радости иль слёз -

Трудней самим собой явиться

Не понарошку, а всерьёз.

                                  С. В. Белова

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«НОВОНИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

            403901, Волгоградская область, р.п. Новониколаевский, ул. Первомайская, д.1.

                                        Тел (884444) 6-12-40   Novoniksosh2@mail.ruE-mail

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ (программа)

ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Современному человеку, стоящему перед мощными вызовами новой эпохи, уже недостаточно предметных знаний, как недостаточно и освоения алгоритмов поведения в типичных ситуациях жизнедеятельности. Необходима креативная позиция по отношению к любой ситуации и конструктивно-твор­че­ский подход в пространстве собственной жизни. Такой подход отражен, в частности, во ФГОС общего образования нового поколения. Однако реализация этих стандартов требует определения приоритетов, среди которых ведущим, по мнению авторов проекта, является духовно-творческое развитие человека культуры.

Основным средством реализации этих установок является преобразование образовательно-развивающей среды школы в гуманитарное образовательное пространство. Гуманитаризация образовательных отношений в школе призвана обеспечить диалогичное сосуществование обучающихся/воспитан­ников в реальности пересечения идей, концепций, культур.

Гуманитарная модель образования призвана формировать у школьников представления о культуре, обществе, науке, человеке, собственной жизни как целостном организме. Для этого в школе должно быль налажено разноплановое взаимодействие в детско-взрослых сообществах в решении проектных, исследовательских, творческих задач; субъектное включение обучаемого в организацию школьной жизни.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- мотивационные условия вхождения образовательного учреждения в инновационную деятельность и реализацию ее задач;

С 2000 года коллектив работает в инновационном режиме, на его базе У большинства членов педагогического коллектива наблюдается высокая мотивация к инновационной деятельности как к средству наиболее эффективного решения проблем своего образовательного учреждения. Педагоги готовы к разработке и внедрению в практику работы новых идей и методических разработок. Совместно выработанная цель инновационной деятельности находит воплощение в личных целях членов педагогического коллектива, сориентирована и скоординирована с ними, стала «ядром инновационной деятельности» всего образовательного учреждения. Важным результатом анализа деятельности педагогов можно считать выявление потенциальных точек роста педагогического коллектива, что связано с желанием педагогов осваивать неизвестные им новые технологии и методики. Наибольший интерес направлен на изучение и внедрение в практику работы проектного метода обучения, исследовательских, здоровьесберегающих и гуманитарных технологий, а также освоения ИКТ.

 

- научно-методические условия обеспечения концептуальности, системности, достоверности, воспроизводимости результатов инновационной деятельности:

Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону : Булат, 2000. - 351 с. (Педагогика нового времени).

Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия : монография / Н.М. Борытко. — Волгоград, 2000. 225 с.

Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности : монография / Н.М. Борытко. — Волгоград, 2001. 180 с.

Борытко Н.М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока : монография / Н.М. Борытко, О.А. Мацкайлова; науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002. 131 с.

Борытко Н.М. Основы педагогики : программа и методические рекомендации по допрофессиональному образованию в 8-11 классах / Н.М. Борытко, Н.М. Слесаренко, Н.Б. Никифорова, З.С. Силкина; отв. ред. Н. М. Борытко; науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 1994. 78 с.

Борытко Н.М. Разработка и экспертиза авторских учебных программ : учеб. метод. пособие / Н.М. Борытко, А. Н. Кузибецкий; под. ред. В. В. Серикова. — Волгоград: Перемена, 1996. (Сер. «Методическая библиотечка новационной школы». Вып. 2). 96 с.

Борытко Н.М. Педагогика современного школьного праздника / Н.М. Борытко // Совместные праздники для школьников и родителей. — М.: Глобус, 2006. — С. 5–22.

Борытко Н.М. Этическое воспитание : учебное пособие по спецкурсу / Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 32 с.

Борытко Н.М. Современный урок: система, процесс, деятельность : учеб. пособие по спецкурсу для слушателей системы повышения квалификации работников образования, магистрантов и аспирантов педагогических вузов / Н. М. Борытко. — Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. — 128 с.

Борытко Н.М. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. 4-е изд. — М.: Академия, 2008. — 336 с.

Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина и И.А.Колесниковой. 2-е изд. — М.: Академия, 2008. — 288 с.

Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; 2-е изд. / Н.М. Борытко, А. В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 320 с.

Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений; 2-е изд. / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 496с.

Спутник вожатого: учебно-методич. пособие / сост.Л.Б. Камышева, Н.М. Борытко, Е.Ю. Комиссарова; под. ред. Н.М. Борытко; Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области; ГОУ ДПО ВИМПСР; ВРОДО «Созвездие талантов». 2-е изд, испр. и доп. — Волгоград : Т-Пресс, 2013. — 166 с. [тираж 1000 экз.]

- кадровая подготовка педагогического коллектива образовательного учреждения к профессиональному осуществлению инновационной деятельности.

В педагогическом коллективе МБОУ «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа  №2» 17 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 12 – первую, 2 Почётных работника общего образования РФ, 2 – Отличника народного просвещения и 14 педагогов, награждённых Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, 1 кандидат педагогических наук.

В школе работают высококвалифицированные, инициативные и творческие учителя, ориентированные в своей профессиональной деятельности на сотрудничество с детьми и поиск новых педагогических методов и форм. Для педколлектива характерны взаимопомощь и поддержка, стремление к профессиональному и личному развитию, коллегиальное обсуждение проблем, конструктивное решение возникающих противоречий, интерес к инновациям в образовании.

В педагогическом коллективе сложился благоприятный морально-психологический климат. Он основывается на сознательной дисциплине всех работников школы, доброжелательном, объективном, требовательном отношении администрации ко всем сотрудникам. Наблюдается высокая мотивация практически всех педагогов на повышение своего профессионального уровня. Большинство членов педагогического коллектива успешно осваивают технологии современного урока.

Педагогический коллектив обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками для осуществления инновационной деятельности, постоянно стремится их расширить и пополнить. Диагностика результативности инновационной деятельности является коллективным процессом.

1.Горемыкина Ольга Генриховна, директор школы, высшая квалификационная категория. Районный проект школа Выходного Дня по подготовке выпускников к ЕГЭ, срок реализации с 2012г. Автор научно-методических публикаций в изданиях регионального и российского уровня. Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив.

2. Борытко Николай Михайлович, заместитель директора школы по инновационной работе, зав. Межвузовской лабораторией методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Автор более 500 научно-методических публикаций в изданиях регионального, российского и международного уровня, д-р пед. наук, проф. Общее руководство проектом, разработка его теоретико-методологических оснований. Руководство работой по созданию продуктов – результатов проектной деятельности.

3. Зайцева Вера Николаевна, заместитель директора школы по УВР, высшая квалификационная категория. Автор научно-методических публикаций в изданиях регионального и российского уровня. Социальный проект «Облик», срок реализации 2009-2010 учебный год. Социальный проект «Сохранение и укрепление здоровья учащихся», срок реализации 2007-2012, благодарственная грамота за участие в 5-ой Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций 2007г. Обязанности по организации и координации образовательного процесса, разработка методических и диагностических материалов, проведение учебных семинаров.

4. Блошкина Марина Алексеевна, заместитель директора по ВР, первая квалификационная категория. Районный творческий научно-исследовательский проект «Семь чудес Новониколаевского района», срок реализации 2012-2013 учебный год. Духовно-нравственный проект «Задействование культурно-образовательных ресурсов современной школы в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся», сроки реализации 2012-2017 учебный год. Участие во Всероссийском конкурсе «Православная инициатива». Обязанности по организации и координации воспитательного процесса: консультирование участников, разработка материалов для мониторинга результатов деятельности.

5. Мягкова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Автор научно-методических публикаций в изданиях регионального и российского уровня. Социально- просветительский проект «Семья – основа государства», срок реализации 2011год, благодарственное письмо за участие во Всероссийском конкурсе культорологических, образовательных, социально- просветительских проектов «Семья – основа государства». Координация работы в проекте школьных методических кафедр.

6. Чермошенцев Игорь Дмитриевич, учитель биологии высшей квалификационной категории. Автор научно-методических публикаций в изданиях регионального и российского уровня. Учебный проект «Слушать, учиться, жить!», срок реализации 2011 год, 3е место в областном конкурсе учебных проектов в МОУ Лицей №7 г. Волгограда. Осуществляет мультимедийное сопровождение работы проекта, формирует медиатеку по направлениям деятельности проекта с использованием Интернет-ресурсов.

7. Каверина Ольга Геннадьевна, учитель информатики и ИКТ, высшая квалификационная категория. Автор научно-методических публикаций в изданиях регионального и российского уровня. Использует сайт ресурсного центра для осуществления коммуникаций со слушателями и их информирования.

8.Зелинский Константин Владленович, кандидат педагогических наук, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Урюпинской епархии, настоятель Прихода храма Архангела Михаила Новониколаевского района, зам. директора по научно-методической работе МБОУ «Новониколаевская школа № 2», доцент кафедры ТМОСД  ГБОУ ДПО «ВААПО».

- материально-технические и финансово-экономические условия осуществления инновационной деятельности:

        Основными источниками финансирования проекта являются:

1) рациональное расходование бюджетных средств;

2) целевые поступления, выделяемые органами исполнительной власти;

3) безвозмездные поступления.

- информационное сопровождение инновационной деятельности:

В процессе реализации проекта планируется:

- поддержка инновационных проектов учащихся и педагогов, родительской общественности;

проведение серии семинаров, тренингов

- проведение научно-практических конференций городского и областного уровней;

- участие в семинарах и конференциях Российского и международного уровней по проблемам;

- выпуск научно-методических изданий;

- публикация статей

 

ТЕМА  ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА - Духовно-творческое развитие человека культуры в гуманитарном образовательном пространстве школы.

ЦЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Разработать условия гуманитаризации учебно-воспитатель­но­го процесса школы, направленного на развитие человека культуры.

ЗАДАЧИ ИННОВАЦИИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программы):

1. Конкретизировать предусмотренные ФГОС общего образования портреты выпускника и результаты образования по начальной, основной и средней школе с учетом приоритетов духовно-творческого развития школьника.

2. Разработать инструментарий мониторинга духовно-творческого развития школьника на каждой ступени обучения.

3. Выявить способы гуманитаризации образовательного пространства школы: взаимодействие в детско-взрослых сообществах в решении проектных, исследовательских, творческих задач; субъектное включение обучаемого в организацию школьной жизни.

4. Разработать и реализовать дополнительные образовательные программы («Мир театра – в пространстве школьной жизни», «Малая академия наук», «Энциклопедия Новониколаевской школы № 2») как формы конструктивно-творческой деятельности школьников.

5. Исследовать, создать и апробировать на практике систему тренингов и семинарских занятий для детей, связанную с командообразованием и совместным проектированием гуманитарной социально-образовательной среды.

УЧАСТНИКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: обучающиеся школы, педагоги, администрация школы, органы управления образованием, родители обучающихся.

 

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (программы)   2015-2020гг.

 

СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Рассматриваемая модель разрабатывается на основе идей гуманитарно-целостного подхода, который акцентирует внимание к внутренним структурам обучаемого, его креативному мышлению и возможностям жизнетворчества, ориентирует на содержание образования, обеспечивающего опыт осознания и становления человеческой целостности («человеческого в человеке»).

 Новизна проекта заключается в том, что он ориентирован на разработку и реализацию условий организации культуросообразного (соответствующего образам культуры) гуманитарного образовательного пространства школы, в котором дети являются соавторами своего образования как создания и реализации образа Я. В таком образовании предметные знания выступают как материал для саморазвития, для реализации главного проекта – Индивидуальной программы духовно-творческого развития Человека Культуры.

 

 Этапы реализации инновационного проекта (программы)

 

Содержание деятельности

Проектируемый результат

1-й год

(2015/16 уч. г.)

Креативно -ориентировочный этап

 

выявить систему условий, обеспечивающих

 активную включенность детей, педагогов в инновационную деятельность школы;

- уточнить сущность творческого самосознания и определить его характерологические черты для учащихся школы;

- разработать дополнительные образовательные программы «Мир театра – в пространстве школьной жизни», «Малая академия наук», «Энциклопедия Новониколаевской школы № 2»;

- рассмотреть особенности формирования детско-взрослого командообразования в школе, создания проблемных, инициативных, творческих групп, исследовательских лабораторий;

- разработать комплекс методик диагностики готовности педколлектива, учащихся и родителей к гуманитарно - антропологической образовательной практике.

Тема: «Условия и возможности включения коллектива школы в инновационную деятельность по организации гуманитарного образовательного пространства школы».

2-й год

(2016/17 уч. г.)

Содержательно -творческий этап

 

Тема: «Гуманитарно-творческий компонент содержания учебных программ, уроков и мероприятий»

 

 

 

выявить духовно-творческий компонент содержания образования и возможности его включения в учебные программы, уроки и мероприятия;

- составить комплекс методик по диагностике и освоению опыта культуротворчества учащихся в условиях реализации трех дополнительных образовательных программ (театральной, литературно-позна­вательной, научно-исследовательской);

- определить новые варианты командной работы педагогов, детей и родителей в условиях школьного культуротворчества;

- разработать серию открытых уроков с включением элементов содержания, обозначенного тремя системообразующими программами;

- разработать формы индивидуальных программ саморазвития детей и педагогов.

3-й год

(2018/19 уч. г.)

Исследовательско - интроспективный этап

Тема: «Разработка модели исследовательской деятельности детей на основе поликультурного сотрудничества»

 

провести диагностику готовности учащихся к самоисследованию (интроспекции);

- разработать детьми и педагогами на основе реализации ведущих дополнительных программ серии материалов и подготовить к печати;

- разработать и реализовать вари­анты включения учащихся в гуманитарно-исследовательскую и проектную деятельность, связанную с профилизацией и социальной самореализацией;

- создать систему психолого-педагоги­ческой поддержки одаренных детей;

- выявить возможности сотрудничества детей и педагогов со студентами и преподавателями вузов, участия в общих научно-исследова­тель­ских мероприятиях.

 

4-й год

(2019/20 уч. г.)

Социально -проектировочный этап

Тема: «Создание условий для духовно-творческого развития человека культуры»

 

- разработать пути социально-творческого сотрудничества с другими школами и разработать его программу;

- разработать и апробировать диагностические методики по выявлению способов эффективного сотрудничества с коллективами других школ;

- создать условия для предъявления результатов работы по трем ведущим программам в качестве образовательного ресурса района;

- найти возможности для развития социально-творческих инициатив детей и педагогов школы на муниципальном уровне;

- определить содержание и формы участия коллектива школы в социальных программах (поддержка инвалидов, просвещение населения и т.п.).

 

 

Система управления и мониторинга реализации проекта

Для эффективного управления школой в режиме реализации инновационного проекта характерны:

- отказ от административно-командного стиля, от управленческого рационализма и инвариантности технологий управления;

- единство управленческой и исполнительской ответственности; признание приоритетности человека в управляемом процессе;

- адаптивность управления;

- нацеленность на развитие, совершенствование управляемой системы;

- синтетический подход, интегрирующий наиболее продуктивные управленческие подходы и концепции.

 

         Ожидаемые показатели эффективности инновационной деятельности:

Результатом опытно-экспериментальной работы является модель гуманитарного образовательного пространства школы, обеспечивающего духовно-творческое развитие человека культуры. На уровне осознания педагогов, детей и их родителей данное пространство обнаруживается как представления о ценностях, целях, содержании, методах, способах, процессе, образовательной среде, контроле качества образовательной деятельности, на уровне практики — как реальная система управленческой деятельности и учебно-воспитательной работы конкретной школы.

Результатом ученической деятельности в контексте эксперимента являются: продукты индивидуального и коллективного творчества в контексте жизнетворчества (творческие дела-подарки), исследовательские работы, программы саморазвития. Эти продукты являются факторами культурной идентичности детей, их причастности к «своей» школе.

Результаты педагогической деятельности: творческие уроки на основе театрализованной деятельности, интегрированные уроки на основе проекта «Энциклопедия», программа саморазвития учителя.

Школа выступает научной лабораторией по организации гуманитарного образовательного пространства школы в научно-образовательном комплексе ВГСПУ.

 

 

Главная | История | Документы | Аллея славы | Звёзды | Наш проект | Выпускнику |
ЯндексРеклама на ЯндексеПомощьСпрятать
Яндекс.Словари